Вы находитесь здесь: Главная > Скоро в школу > Готов ли ваш ребенок к школе
Post Icon

Готов ли ваш ребенок к школе

Ваш ребѐнок идѐт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), Вас всѐ равно не покидает какое-то беспокойство. Ещѐ большее волнение испытывает ребѐнок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределѐнности всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растѐт напряжѐнность. И с таким ребѐнком, конечно, нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.
Что такое «психологическая готовность к школе»?
Психологическая готовность ребѐнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Еѐ содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребѐнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учѐбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определѐнный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребѐнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почѐтно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всѐ новое привлекает детей, а в школе практически всѐ (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещѐ не значит, что дети осознали важность учѐбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почѐтнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребѐнку, а покупка ранца или учебника — обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сѐстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребѐнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определѐнные права, например на ранец или тетрадки, а также закреплѐнные за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье).
Пусть он ещѐ полностью не осознаѐт, что для того чтобы приготовить урок, ему придѐтся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Если вы хотите помочь ребѐнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ним его школьную жизнь. А начните эту жизнь со следующего: — расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе; — на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка; — воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний; — воспитывайте произвольность, управляемость поведения; — никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Взаимодействие с ребѐнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы типа: «Вот пойдѐшь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!» Нужно прививать ребѐнку уважительное отношение к учебному труду, подчѐркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учѐба пойдѐт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. Интерес к внешней стороне учѐбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3-х месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребѐнок будет учиться в школе. Мы же с вами сейчас говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу, готовность соблюдать школьные обязанности и правила и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребѐнок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребѐнок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребѐнку учиться, как бы хорошо вы дома не готовили его к занятиям.
Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа еѐ — это обучение детей навыкам письма, чтения и счѐта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребѐнка каких-то определѐнных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определѐнные навыки у ребѐнка должны быть. Однако главное — это наличие у ребѐнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даѐт возможность ребѐнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определѐнные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребѐнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки — заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертѐж, который помог бы представить условие задачки и решить еѐ на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и даѐт возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью. Поиграйте с ребѐнком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы даже можете рисовать эти обозначения, а потом, глядя на них, ребѐнку будет намного легче выучить нужный материал. Постепенно один знак будет вбирать в себя всѐ большее количество материала, а в конце детям уже будет не нужна «шпаргалка», то есть листочек с рисунками, так как все необходимые знаки они будут хранить в уме. Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, в организации деятельности детей. Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения, одна из основных операций логического мышления, формируются понятия.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идѐт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чѐм говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребѐнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всѐ услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребѐнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даѐте несколько заданий подряд или если ребѐнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определѐнной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребѐнка подчѐркивать или вычѐркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребѐнок быстро устаѐт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычѐркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещѐ одну или две строчки (или подчеркнуть ещѐ 5-10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребѐнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребѐнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребѐнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.
Чтобы понять, насколько готов ваш ребѐнок учиться в школе, Вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребѐнок, чтобы учиться в первом классе:
— внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению; — хорошая память; — сообразительность; — любознательность; — развитое воображение; — начальные навыки чтения, счѐта, письма; — физическая ловкость; — волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу); — организованность, аккуратность; — дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.
Чтобы успешно учиться в первом классе, ребѐнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Помимо этого ребенок должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что… , если…», «Если…, то…», т. е. уметь решать простые логические задачи.
У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед). Проверьте ребѐнка, играя с ним. Кроме того, ребѐнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три…) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Сформировать все эти знания и математические представления в один присест невозможно, но и специального времени для этого нужно не так уж и много. Накрываете на стол — можно потренироваться в определении местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа). При этом обязательно следите за правильным произношением слов и их употреблением. При желании такие занятия можно проводить где угодно и на каком угодно материале.
Мы часто стараемся заранее научить ребѐнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребѐнка главного — умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
А осознаѐм ли мы, взрослые, что поза человека, длительно сидящего за столом, поза пишущего требует от ребѐнка невероятных усилий? Опытные педагоги специально обучают детей этим позам.Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрѐл ребѐнок при поступлении в школу: умеет ли он убрать постель, игрушки, умеет ли привести себя в порядок, умет ли завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли за столом вести себя «как следует» или его приходится кормить отдельно. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.
Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования — величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Если ребѐнок путает верх и низ, правое и
левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов — сначала самых простых. Потом можно и посложнее. В быту эти навыки хорошо развиваются при застѐгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.
Очень важный элемент готовности к школе — умение ребѐнка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Если видите, что ребѐнок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро еѐ забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдѐт». Занятия, направленные на развитие умения действовать по инструкции, проводить не очень просто — наберитесь терпения. Вам придѐтся настойчиво и спокойно возвращать ребѐнка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребѐнок устал, перевозбуждѐн или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребѐнка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей — от одного дня к следующему. Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, а с мальчиками строить флот, гараж и т. п. Старайтесь избегать укоряющего тона, окриков и одѐргиваний. Не допустимы и такие выражения: «Сколько раз повторять одно и то же», «Опять ты делаешь не так». Не забудьте похвалить ребѐнка за хорошо выполненную работу, даже если сделано не всѐ и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но ты забыл…»
Не менее важное условие подготовленности ребѐнка к школе — умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребѐнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своѐ поведение, ему трудно привыкать к школе.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребѐнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму еѐ жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.
Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребѐнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребѐнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребѐнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребѐнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий